04.07.2022
Посещение государственного музея изобразительного искусства слушателями программы повышения квалификации "Описание и анализ произведения искусства"
В субботу, 18 июня 2022 г., слушатели курса "Описание и анализ произведения искусства" посетили постоянную экспозицию главного здания ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Теоретические знания необходимы начинающему историку искусства. Однако, сидя в университетских аудиториях и глядя на слайды, произведения искусства не "увидеть", секреты великих мастеров не постичь. Визит в музей, к памятникам, был необходим слушателям после нескольких теоретических лекций и семинаров с обсуждением прочитанной литературы.
Первая часть музейной практики была посвящена скульптуре. Слушатели сравнивали между собой знаменитые конные памятники кондотьеров Гаттамелаты и Коллеони и трёх "Давидов" Итальянского дворика, искали разницу между бронзовым бюстом XVI века и его гипсовой копией. Внимательно рассмотрев слепки шедевров античной классики в Греческом дворике, слушатели отправились к мраморным подлинникам в залы искусства Античного мира и Северного Причерноморья. Увидеть разницу между подлинником и копией, ощутить красоту материала и техническое мастерство древних скульпторов, отличить шедевр от памятника второго ряда - в этом заключалась цель данного занятия.
Вторая часть музейной практики стала исследованием классического метода создания живописной картины и его метаморфоз у европейских мастеров II половины XVI - начала XVIII вв. Слушатели вглядывались в проблески терракотового грунта и жемчужные переливы красок Эль Греко, считали телесные оттенки и слои лессировок у Рубенса и Ван Дейка, запоминали неповторимый оттенок небес в эскизах Тьеполо, пытались разгадать секрет глубоких бархатных теней Рембрандта. Особый энтузиазм вызвало сравнение первоклассного натюрморта голландца Виллема Класса Хеды и его чуть менее талантливого земляка.
Увлекательный разговор о том, на что смотреть и какие вопросы задавать художественному произведению, на чём сосредотачивать внимание, длился 4 часа. Как понять, что перед тобой шедевр, а не произведение художественного ремесла? Слушатели ответили на этот вопрос: смотреть, сравнивать, анализировать.
Ситникова О.А., преподаватель программмы повышения квалификации "Описание и анализ произведения искусства"
Версия для печати

