Христофорова Ольга Борисовна

 Москва, 2011

 

Доктор филологических наук, директор учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, профессор учебно-научного Центра социальной антропологии РГГУ

 

Область научных интересов и сфера профессиональной деятельности 

фольклористика, социальная и культурная антропология, визуальная антропология, медицинская антропология

 

Образование

1987-1992 – студентка, МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра этнологии. Тема диплома: «Культ Вуду в контексте этнической истории Гаити» (научный руководитель – д. ист. н., проф. А.А. Никишенков)

1993-1996 – аспирантка Института высших гуманитарных исследований РГГУ. 

 

Ученые степени

с 25 апреля 1997 г. - кандидат культурологии. Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 24.00.01 – Теория культуры (культурология) на тему «Моделирование поведения в архаических культурах (на материале малых жанров фольклора народов Сибири)» (научный руководитель – д. филол. н. Е.С. Новик). Москва, РГГУ.

с 25 ноября 2011 г. - доктор филологических наук. Защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора наук по специальности 10.01.09 – Фольклористика (филологические науки) на тему «Дискурс о колдовстве и локальные фольклорные традиции: семантика, прагматика, социальные функции» 23 декабря 2010 г. Москва, РГГУ. 

 

Преподавание

1998 – наст. вр. – старший преподаватель, затем доцент, профессор учебно-научного Центра социальной антропологии РГГУ; до 1.11.2011 - доцент учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.

Курсы: «Социальная (культурная) антропология», «Мифо-ритуальные системы», «Социология и антропология духовной жизни», «Миф, символ, ритуал», «Семиотические методы в гуманитарных науках», «Визуальная антропология», «Медицинская антропология».

2001-2002 – приглашенный лектор, МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков. Курс «Визуальная антропология народов России».

 

Административный опыт

1994-1997 – сотрудник Центра визуальной антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

1997-1998 – ведущий специалист Института культурной антропологии РГГУ.

1998-2002 – секретарь оргкомитета, затем член отборочной комиссии I-III Российского фестиваля антропологических фильмов, Салехард, ЯНАО.

2001 – 2004 – ученый секретарь диссертационного совета Д.212.198.06 (культурология) при РГГУ.

2001 – наст. вр. – член оргкомитета I-V Московского международного фестиваля визуальной антропологии.

2011 – наст. вр. – директор учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.

 

Полевая работа

1995 Тазовский р-н Ямало-Ненецкого АО, ненцы

2001 Алтай, челканцы

2002, 2003 Московская и Калужская обл., русские

2003 Кировская область, марийцы, русские старообрядцы

1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2011 Пермский край и Удмуртия, русские старообрядцы

  

с. Кулига, 1999

 

Участие в научных проектах, индивидуальные гранты

1997-1999 Повседневная жизнь в России XX в. (коллект. проект, исполнитель) РФФИ

1998-2000 Визуальная антропология в России. XX век (историографические, источниковедческие и архивоведческие проблемы) (коллект. проект, исполнитель) РГНФ

2000-2002 Визуальная антропология в России, 1987-1999: Постимперская идеология и влияние западных методов (индивид. проект) RSS/OSF (Институт «Открытое общество», Чехия)

2003-2004 Роль моделей коммуникативного поведения в межкультурном общении (на материале Ямало-Ненецкого АО) (индивид. проект) АНО ИНО-Центр (Информация, наука, образование), Россия

2004-2005 «Поэтика этнического»: роль региональных теле- и киностудий в конструировании этнокультурной идентичности (индивид. проект) ACLS Short-Term Grants in the Humanities (Американский совет научных сообществ, США)

2004-2005 «Демонологический дискурс» в пост-советской деревне: социокультурные функции (на примере двух конфессиональных общностей) (индивид. проект) MacArthur Foundation. Initiative in the Russian Federation and Post-Soviet States (Фонд Джона Д. и Кэтрин T. Макартуров, США)

2005-2007 Конструирование этнической идентичности в пост-советской России: роль региональных теле- и киностудий (на материале Крайнего Севера и Поволжья) (индивид. проект) INTAS Young Scientist Fellowship (фонд ИНТАС, ЕС)

2010-2012 Осажденные Антихристом: сопротивление и адаптация в локальных сообществах русских старообрядцев в годы советской власти (индивид. проект) Gerda Henkel Stiftung (Фонд Герды Хенкель, Германия)

 

Зарубежные конференции и стажировки

Апрель 1996 Дрезден, Германия. Участие в международной конференции «Изучение народной культуры».

Июнь 2001 Гёттинген, Германия. Участие в международной конференции «Истоки визуальной антропологии: Конструируя пошлое вместе».

Июнь-август 2004 Лондон, Великобритания. Стажировка в Королевском антропологическом институте Великобритании и Ирландии (тема исследования: «Демонология в пост-советской России и современной Европе: социально-культурные функции»).

Июль-сентябрь 2005, 2006 Лондон, Великобритания. Стажировка в Королевском антропологическом институте Великобритании и Ирландии (тема исследования: «Конструирование этнической идентичности в постколониальном мире: роль региональных теле- и киностудий»).

Сентябрь-октябрь 2010 Мюнстер, Германия. Стажировка в Мюнстерском университете (тема исследования: «Сопротивление и сопротивление и адаптация в локальных сообществах русских старообрядцев в XX в.»).

 

Число научных публикаций: 106

 

Избранные публикации

Монографии

* Логика толкований: Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах. М.: РГГУ, 1998. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 25). 114 с.

* Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: РГГУ; О.Г.И., 2010. 432 с. Тираж 1000 экз. (Нация и культура / Антропология/ Фольклор: Новые исследования).

 

Составление и редактирование

* Язык, культура и общество: Сб. науч. ст. и учеб.-метод. материалов / Сост. А.В. Дыбо, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2001. 428 с.

* Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты / Сост. О.Б.Христофорова. Отв. ред. С.Ю.Нек-людов. (Серия «традиция, текст, фольклор»). М.: РГГУ, 2002. 382 с.

* Миф, символ, ритуал. Народы Сибири / Сост. О.Б.Христофорова; Отв. ред. С.Ю.Неклюдов. М.: РГГУ, 2008. 354 с. (Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика).

* Сваренный шаман, лживая рабыня и другие: 75 задач по фольклористике, антропологии, социолингвистике: учеб. пособие / Сост.: А.С. Архипова, С.А. Бурлак, И.Б. Иткин, С.Ю. Неклюдов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010. 205 с. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»).

* Пространство колдовства / Сост. и автор пред. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю.Неклюдов. М.: РГГУ, 2010. 315 с. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»).

 

Статьи

* Некоторые подходы к исследованию «нормативной герменевтики» // Невербальное поле культуры. Тело. Вещь. Ритуал. М.: РГГУ, 1996. С. 63-70.

* Моделирование поведения в традиционной культуре: к вопросу о функциях фольклора // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции (18-20 фев-раля 1998 г.). СПб., 1998. С. 14-23.

* От этнографического фильма к индейскому кино. Деятельность Мексиканского Национального Института исследований индейских культур // Материальная база сферы культуры. Науч.-информ. сб. Вып. 2. М.: изд. РГБ, 1998. С. 53-61.

* Социокультурные аспекты риторических приемов в традиционных обществах // Вестник РГГУ. Вып. 2. ИВГИ за письменным столом. М.: РГГУ, 1998. С. 98-103.

* Особенности коммуникативного поведения народов Сибири и их роль в межкультурном общении // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н.В.Уфимцева. М., 1998. С. 224-231.

* К вопросу о структуре приметы // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. 1998. № 6. C. 30-47.

* Риторика антропологического фильма // Материальная база сферы культуры. Науч.-информ. сб. Вып. 4. М.: Изд. РГБ, 1999. С. 41-49.

* Как избежать несчастья: актантная структура поведенческих текстов // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. Кн. II. М.: РГГУ, 2000. С. 405-412.

* Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтнические взаимодействия // Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф, 2001. С. 99-114.

* Гадание как моделирование событий (к вопросу о программирующей функции ритуала) // Труды по культурной антропологии: Памяти Г.А.Ткаченко / Сост. В.В. Глебкин. М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2002. С. 346-356.

* Функции смеха в ритуале: смех как знак // Смех: истоки и функции / Под ред. А.Г. Козинцева. СПб.: «Наука», 2002. С. 75-82.

* Получение дара (рассказы о шаманском становлении у нганасан) // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 10. 2003. C. 87-105.

* Current Tendencies in Russian Documentaries // XV ICAES 2K3 Humankind/Nature Interaction: Past, Present and Future. Florence, Italy. July 5-12, 2003. Abstract Book. Vol. II. P. 1334 (Session «Visual Anthropology»).

* Между сциентизмом и романтизмом: Клиффорд Гирц о перспективах антропологии // Новое литературное обозрение. 2004. № 6 (70). С.32-39.

* Визуальная антропология: российская действительность и зарубежный опыт // I Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник материалов. Т. 2. М., 2006. С. 98-110. 0,9 п.л.

* Символическая интерпретация социального дискурса (рассказы о деревенских колдунах) // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. / Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. С. 184-202.

* Проблемы сохранения и популяризации культурного наследия: опыт Великобритании // Обсерватория культуры. 2006. № 2. С. 71-75.

* К вопросу об аудитории антропологических фильмов // III Московский фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник». 8-13 октября 2006 г. Сборник статей. М.: ТЕИС, 2006. С. 139-168.

* «Дети природы», или этнические проекты региональных киностудий // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2006. № 3. С. 437-462.

* Интерпретации молчания: речевой этикет народов Севера в заметках путешественников и по данным фольклора // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 12. 2006. C. 82-194.

* Заметки о колдовстве и естественных надобностях // АБ-60. Сборник статей к 60-летию А.К. Байбурина / Ред. Н.Б. Вахтин, Г.А Левинтон и др. (Studia Ethnologica. Труды факультета Этнологии. Вып. 4). СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. С. 168-176.

* Создавая будущее: марийцы в объективе кинокамер // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2007. № 4. С. 261-282.

* Медведь и сом: типология мотива // Миф, символ, ритуал. Народы Сибири / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2008. (Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика). С. 193-221.

* «У меня есть слово»: традиционный речевой этикет и проблемы этнического самосознания в авторских текстах // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Фольклористика». 2008. № 9. С. 303-321.

* Некоторые проблемы современной российской визуальной антропологии // Аудио-визуальная антропология: теория и практика. М.: ТЭИС, 2008. С. 63-71.

* Полевые методы в визуальной антропологии // Аудиовизуальная антропология: история с продолжением. М.: Ин-т наследия, 2008. С. 59-67.

* Концепты «знать» и «делать» в народной культуре // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня. М.: РГГУ, 2008. С. 364-380.

* Мифология в повседневной жизни старообрядцев Верхокамья // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, 27-28 октября 2006 г.) / Отв. ред. И.В. Поздеева. Ч. 2. История, книжность и культура русского старообрядчества. Ярославль, 2008. С. 255-274.

* Несказочная проза и символическая стратификация социального пространства // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». 2009. № 9. С. 138-158.

* Мифологическая традиция Верхокамья // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». 2009. № 9. С. 359-368.

* О магах, маглах и дозорах: новые старые социальные мифы // Миф в фольклорных традициях и культуре новейшего времени. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 57). М.: РГГУ, 2009. С. 35-48.

* Икота: к вопросу о генезисе мифологического персонажа // Живая старина. 2009. № 4. С. 20-23.

* «Стрях и надсада – напраслинная смерть...» // Живая старина. 2010. № 1. С. 49-51.

* К вопросу о семантике антропоморфных изображений у северных самодийцев // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Языкознание». 2010. № 9. С. 230-239.

* «Робячьи муки», или кувада по-верхокамски // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». 2010. № 11. С. 279-287.

* Spirit possession in a present-day Russian village // Folklorica. Journal of the Slavic and East European Folklore Association. 2010. Vol. XV. P. 27-64.

* Концептуальное пространство колдовства: Предисловие // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2010. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»). С. 7-10.

* Антропологические подходы к изучению феномена колдовства // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2010. (Серия «Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика»). С. 11-59.

* Охотник и два медведя: о возможном источнике эскимосского мифа // «Не любо-пытства ради, а познания для...» К 75-летию Юрия Борисовича Симченко / Ред. Н.А. Дубова, Ю.Н. Квашнин. М.: Старый сад, 2011. С. 273-282.

* Что делает приговорщик, или полисемия как механизм порождения мотива // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». 2011. № 9.  С. 166-177.

* Книжный апокриф и актуальная демонология («Сосуды непокровенные» в русской традиции) // Мифологии «живые» и книжные: программа и материалы / Сост. А.С. Архипова, Н.В. Коптев, С.Ю. Неклюдов. М.: ЦТСФ РГГУ, 2011. С. 34-35.

 

Учебно-методические пособия

* Общая (теоретическая) фольклористика: Программа курса для аспирантов: Специальность 10.01.09 – Фольклористика. Образовательная программа послевузовского профессионального образования / РГГУ. Управление аспирантурой и докторантурой. М., 2004. 33 с. [препринт] (В соавторстве с С.Ю.Неклюдовым).

* Визуальные образы мира в сибирском шаманизме // Интерактивная электронная программа «Визуальные образы мира». М.: РГГУ, 2004 (В соавторстве с Е.С. Новик).

* Социальная антропология регионов мира // Социальная антропология. Программы курсов для специальности № 350100 «Социальная антропология». М.: РГГУ, 2006. С. 78-121 (В соавторстве с О.Ю. Артемовой и др.).

* Визуальная антропология. Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 31 с.

* Миф, символ, ритуал. Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 20 с.

* Социология и антропология духовной жизни. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 16 с.

 

Число выступлений с докладами на научных форумах: 77

Избранные доклады

* О некоторых стереотипах речевого поведения в ненецкой традиции (Международная конференция «Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии», Москва, Институт славяноведения и балканистики РАН, 14-16 ноября 1995 г.)

* Социокультурные аспекты риторических приемов в традиционных обществах (Международная конференция по проблемам изучения народной культуры, Дрезденский университет, апрель 1996 г.).

* Коммуникация в традиционных обществах Севера Сибири: «невербальная риторика» (Межвузовская конференция «Невербальные коммуникации в культуре», Москва, Институт восточных культур РГГУ, июнь 1996 г.).

* Нганасанский миф о происхождении чисел (Межвузовская конференция «Квантитативные коды в культуре», Москва, Институт восточных культур РГГУ, 25 апреля 1997 г.).

* Моделирование поведения в традиционной культуре: к вопросу о функциях фольклора (Межвузовская конференция «Мифология и повседневность», Санкт-Петербург, Институт русской литературы РАН, 18-20 февраля 1998 г.).

* Гадание в традиционных культурах Сибири: предвидение или моделирование будущего? (Межвузовская конференция «Слово как действие», Москва, филолог. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 27-29 апреля 1998 г.).

* Визуальная антропология в образовании: Опыт и перспективы (гуманитарный симпозиум Российского фестиваля антропологических фильмов «Салехард-98», Салехард, 23-30 августа 1998 г.).

* Особенности коммуникативного поведения у народов Сибири и их роль в межкуль-турном общении (Межвузовский семинар «Язык, сознание, культура: детерминационная зависимость», Москва, Институт языкознания РАН, 11 ноября 1998 г.).

* Ритуальные функции смеха: смех как знак (III Конгресс этнографов и антропологов России, Москва, ИЭА РАН, 8-11 июня 1999 г.).

* Визуальная антропология в университетском образовании (III Конгресс этнографов и антропологов России, Москва, ИЭА РАН, 8-11 июня 1999 г.).

* Экранный образ этноса как реальность и как конструкт (Межвузовский семинар «Антропология постсоветской этничности», Москва, Центр Карнеги, 1 октября 1999 г.).

* Символика сновидений в хантыйской культуре (II Сибирский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири», Тобольск, 12-16 декабря 1999 г.).

* Опыт использования интерактивных средств обучения в визуальной антропологии (Ломоносовские чтения. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, апрель 2000 г.).

* В поисках посредника, или полевые методы в визуальной антропологии (IV семинар по визуальной антропологии «Фиксация традиционной культуры визуальными средствами: Практика. Методология. Этика. Инструментарий», Москва, Институт Наследия им. Д.С.Лихачева, 23-26 ноября 2000 г.).

* Этнографический фильм в образовательном пространстве (Мастер-школа антропологического кино и телевидения «Ключи от XXI века», с. Ключи Суксунского р-на Пермской области, 30 мая-6 июня 2001 г.).

* Мифотворчество профессионалов, или идеология антропологического фильма (IV Конгресс этнографов и антропологов России, Нальчик, 20-23 сентября 2001 г.).

* Портун, икотница, лекарь: феномен «знающих» в культуре старообрядцев (Международный семинар «Фольклор и психопатология: к проблеме текстопорождения», Москва, ИВГИ РГГУ, 11-14 октября 2001 г.).

* Шаманская болезнь у нганасан (Международный семинар «Фольклор и психопатология: к проблеме текстопорождения», Москва, ИВГИ РГГУ, 11-14 октября 2001 г.).

* Интерпретация социального дискурса: от ‘социальной механики’ к ‘культурной семантике’ (Международная конференция «Исследования по народной религиозности: современное состояние и перспективы развития», Санкт-Петербург, Европей-ский университет, 26-28 сентября 2002 г.).

* Антропоморфное изображение как символический двойник человека (на материале народов Сибири) (Межвузовская конференция «Живая кукла», Москва, ИВГИ РГГУ, 14-16 ноября 2002 г.).

* Опыт преподавания визуальной антропологии в университете (Круглый стол «Визуальная антропология и педагогика», Москва, Центр русского фольклора, 19-20 декабря 2002 г.).

* Типология обрядовых форм (I Всероссийская школа по фольклористике «Типология фольклора, Великий Новгород, 1-10 мая 2003 г.)

* Рассказы о колдунах в современной российской деревне: социальное измерение фольклорной традиции (V Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Шаманизм и иные традиционные верования и практики на рубеже тысячелетий: процессы, проблемы, методы исследования», Омск, 9-12 июня 2003 г.).

* Зрители антропологического фильма (V Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Визуальная антропология и антропологический фильм», Омск, 9-12 июня 2003 г.).

* Формальные методы классификации паремий (III Всероссийская школа по семио-тике фольклористике «Формальные методы анализа и дескрипции фольклорного текста», Псков, 1-12 мая 2004 г.)

* Современные тенденции в российской визуальной антропологии (Доклад на заседании Комиссии по этнографическому кино Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии, Лондон, 16 июля 2004 г.).

* Социальная сторона мифологических воззрений (IV Всероссийская школа по фоль-клористике «Семиотика фольклора», Переславль-Залесский, 1-9 ноября 2004 г.)

* Региональные телестудии и «экранный образ» этноса (Межвузовская конференция «Медиакультура в меняющемся мире: формы и способы представления реального», Москва, РГГУ, 26-27 ноября 2004 г.)

* Медведь и сом: типология мотива (семинар Центра типологии и семиотики фольк-лора РГГУ, 21 февраля 2005 г.).

* Мифологический персонаж в функционально-семантическом рассмотрении: пошибка (V Международная школа по фольклористике «Мифология как система», Переславль-Залесский, 29 апреля-9 мая 2005 г.)

* Медведь и сом: судьба одного мифологического мотива (V Международная школа по фольклористике «Мифология как система», Переславль-Залесский, 29 апреля-9 мая 2005 г.)

* Теории ритуала в зарубежной антропологии XX в. (VI Международная школа по фольклористике «Обряд и текст», Переславль-Залесский, 28 октября-8 ноября 2005 г.)

* Чудесные исцеления в современном православии: теургическая терапия или языческое наследие? (Научные чтения памяти Г.А.Ткаченко, Москва, РГГУ, 3 ноября 2005 г.)

* Этнические проекты региональных телестудий (Международная конференция «Аудиовизуальные средства фиксации живой традиционной культуры-2005», Москва, Институт Наследия им. Д.С. Лихачева, 23-25 ноября 2005 г.)

* Былички о колдовстве как маркер социальных границ (I Всероссийский Конгресс фольклористов, секция «Прагматика фольклора», Москва, 1-6 февраля 2006 г.)

* Икота: мифологический персонаж или фольклоризация болезни? (I Всероссийский Конгресс фольклористов, секция «Фольклор и народные верования», Москва, 1-6 февраля 2006 г.)

* Социальные основы представлений о колдовстве (Круглый стол «Колдовство и магия в России и Великобритании», Москва, РГГУ, 23 мая 2006 г.).

* Колдун в пространстве дома (Круглый стол «Дом в пространстве языка и культуры», Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 9 июня 2006 г.).

* Мифология в повседневной жизни старообрядцев Верхокамья («Традиционная кни-га и культура». Всероссийская научная конференция к 40-летию полевых археогра-фических исследований Московского государственного университета, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 27-28 октября 2006 г.)

* О некоторых концептах русской народной культуры: колдовство как воровство (Научные чтения памяти Г.А.Ткаченко, РГГУ, 30 октября 2006 г.).

* Концепт «знание» в русской народной культуре (I Научная конференция Отделения теории и истории мировой культуры гимназии №1514 «Современное гуманитарное знание: диалог поколений», Москва, гимназия № 1514, 26 ноября 2006 г.).

* Сюжеты и мотивы быличек об икоте: попытка указателя (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 6 декабря 2006 г.).

* О магах, маглах и дозорах: новые старые социальные мифы (XIV Лотмановские чтения «Поэтика мифа сегодня», Москва, РГГУ, 20-22 декабря 2006 г.).

* Рассказы о чудесных исцелениях в исторической динамике (XIX-XX вв.) (VII Международная школа по фольклористике «Историческая память в фольклоре», Переславль-Залесский, 1-7 мая 2007 г.)

* Про азанде и не только: колдовство в истории социальной антропологии (Межвузовская научная конференция «Пространство колдовства», Москва, РГГУ, 5 марта 2008 г.)

* Психофизиология и фольклор: локальные версии (VIII Международная школа по фольклористике «География фольклорного факта», Москва-Переславль-Залесский, 4-11 мая 2008 г.)

* «Стрях и надсада – напраслинная смерть…» (семинар Центра типологии и семио-тики фольклора РГГУ, 22 сентября 2008 г.).

* Карпушатские колдуны, или колдовство и власть (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 13 октября 2008 г.).

* Колдовство и власть 2, или семиотика дерьма (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 21 января 2009 г.).

* Колдовство и власть 3, или почему марийцы – колдуны, а удмурты – нет (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 2 марта 2009 г.).

* Демонология в современном городе: тексты и контекст (IX Международная школа по фольклористике, Москва, 2 мая 2009 г.)

* «Робячьи муки», или кувада по-верхокамски (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 27 мая 2009 г.).

* Об этногенезе, ящерицах и заложных покойниках (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 28 сентября 2009 г.).

* Что делает приговорщик, или полисемия как механизм порождения мотива (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 14 декабря 2009 г.).

* О коллективности представлений и индивидуальности толкований (XVII Лотмановские чтения «Конструкция дозволенного, или Вещи, о которых не...», Москва, РГГУ, 17-19 декабря 2009 г.).

* Упавшая крыша и дочь колдуна: как создаются смыслы (X Международная школа по фольклористике «Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика, морфо-логия», Москва-Переславль-Залесский, 1-10 мая 2010 г.)

* Вера в колдовство как феномен локальной фольклорной традиции (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 17 мая 2010 г.)

* Как выглядит икота? Древнерусская книжность и народная культура (Международная конференция «Средневековая демонология как семиотическая система: Изображение. Текст. Народная культура», Москва, РГГУ, 18-19 июня 2010 г.)

* Откуда родом «скверный бес»? (семинар Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, 25 октября 2010 г.)

* О «сосудах непокровенных»: греческая притча и русский народный обычай (XVIII Лотмановские чтения, РГГУ, 16-18 декабря 2010 г.)

* Одержимость как феномен женской религиозности (на материале русских старообрядцев) (Международная конференция «Гендерное измерение религии», Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 12-13 мая 2011 г.)

* Охотник и два медведя: о возможном источнике эскимосского мифа (IX Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Жизнь на краю ойкумены: социальные, экологические и антропологические процессы в циркумполярных регионах», г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г.)

* Визуальная антропология как образовательный проект (IX Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Визуальная антропология», г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г.)

* «Суеверия» как форма сопротивления и политический феномен (IX Конгресс этнографов и антропологов России, секция «Инновационный потенциал в консервативной религиозной среде: вариативный опыт культурной адаптации», г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г.)