Баканова И.В. Образование средствами искусства.

Баканова И.В. Образование средствами искусства.//Элитное образование.-2003.-?3 (44).-с.34-36.

Рассказывает декан факультета истории искусства РГГУ И.В. Баканова.

Каждый год, выступая перед будущими абитуриентами на Днях открытых две-рей, ловишь себя на мысли, что им, юным, очень трудно выбрать: с одной стороны, их увлекают рассказом про университет-скую археологическую экспедицию в Гизу, к зна-менитым пирамидам, и призывают стать египто-логами, а с другой - убеждают пойти в музеологи, на специализацию 'Организация экскурсионно-туристической деятельности', мотивируя востребованностью таких специалистов в широкой сети государственных, частных, ведомственных компа-ний, бюро, фирм, работающих в сфере туризма. Самой хочется войти в аудиторию в качестве сту-дентки, особенно если тебя встречают такие авто-ритетные искусствоведы, как Ирина Евгеньевна Данилова или Марина Ильинична Свидерская, а сама эта аудитория - университетский музейный зал. Создание такой среды, в которой особым зве-ном просвещения являются художественные му-зеи, - это принципиальное отличие РГГУ от дру-гих подобных структур в России.

Главным партнером университета в создании такой среды стал Государственный музей изоб-разительных искусств им. А. С. Пушкина во главе с И. А. Антоновой: в июне 1997 года открылся Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева - совмест-ное дитя университета и известного на весь мир му-зея. В семи залах представлено более 750 слепков и копий с выдающихся памятников искусства Древне-го Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Экспозиция знакомит с основными этапами разви-тия мирового искусства с древнейших времен до XVI века. Она дополняет экспозицию, расположен-ную в основном здании ГМИИ, но не повторяет ее. Открытый для публики, учебный музей главным об-разом служит базой для студенческих занятий, воз-рождая цветаевскую традицию непосредственной связи музея с учебным процессом (сегодня мало кто помнит, что профессор Цветаев создавал Музей изящных искусств при Московском императорском университете именно как учебный).

Общаться со студентами на тему 'Искусство XX века - искусство контекстов' удобнее в залах еще одного университетского музея - 'Другое ис-кусство'. Он открыт в 2000 году на основе собра-ния известного коллекционера Леонида Талочкина и представляет неофициальное русское искусство 50-80-х годов. Музей вместе с факультетом исто-рии искусства ставит перед собой задачу знако-мить студентов и широкую публику с уникальным художественным явлением, вошедшим в историю под названием нонконформизма, ввести в инфор-мационный оборот малоизвестные материалы по отечественной культуре этого периода.

И музеи, и выставочный зал, и оборудованные аудитории для занятий живописью, и компьютер-ные классы - необходимые условия для того, чтобы готовить из сегодняшнего студента мыслящего музеолога, культуролога, искусствоведа, дизайнера, ре-ставратора, не скованного догмой, но получившего богатый инструментарий для будущей профессио-нальной деятельности.

С первых шагов в университете наши будущие коллеги попадают в дискуссионное научно-ис-следовательское поле: специалисты утверждают, что на практику формирования нового человека в новом тысячелетии должны оказать огромное влияние преодоление дивергенции 'двух куль-тур' - научной и художественной - и их буду-щий синтез. В РГГУ этот процесс идет в контекс-те образовательной идеологии, направленной на создание и воплощение новой университет-ской образовательной модели. В этом смысле направление 'Образование средствами искус-ства' представляет собой особую образователь-ную среду (отчасти обозначена выше) и профес-сиональные образовательные программы для подготовки музеологов, искусствоведов, культу-рологов, дизайнеров, реставраторов нового ти-па, владеющих не только фундаментальными те-оретическими знаниями, но и получивших воз-можность работы в творческих лабораториях и студиях, знакомых 'изнутри' с творческой сущностью различных видов искусства.

Образовательные программы строятся на сочета-нии основательной общегуманитарной и специаль-ной подготовки с возможностью узкой специализа-ции по уникальным направлениям деятельности. Так, например, для искусствоведов (зав. каф. всеоб-щей истории искусств - канд. искусствоведения К. Л. Лукичева) предлагаются специализации 'Исто-рия и культура Швеции' (совместно со Шведским институтом, Шведским центром РГГУ), 'Цивилиза-ции долины Нила' (совместно с Центром египтоло-гии им. В. С. Голенищева), 'Искусство Италии' (сов-местно с Итальянским центром РГГУ), 'Кураторство в современном искусстве' и т. д.

В РГГУ, мы считаем, более последователен, чем в других вузах, уход от европоцентризма. Студенты глубоко изучают художественные культуры неевро-пейских регионов. В частности, В. Г. Белозерова чи-тает курс 'Искусство стран Дальнего Востока', под-готовленный в тесном сотрудничестве с Культур-ным центром Тайваня, спецкурсы 'Художественная культура Кореи', 'Китайская каллиграфия' с исполь-зованием альбомов, видеоматериалов, предостав-ленных посольствами этих стран в России. Извест-ный российский археолог академик Б. Я. Ставиский читает курсы 'Искусство древних иранцев', 'Искус-ство Индии' и т. д. Все специализации с обязатель-ным углубленным изучением языка.

О дидактически обновленной педагогике на фа-культете следует говорить и в связи с практикой раз-работки и реализации учебных программ совместно с ведущими НИИ отрасли (например, ГосНИИ рестав-рации), с профилирующим институтом (Институты археологии, востоковедения РАН), что имеет непо-средственное отношение к новому типу организа-ции учебного процесса. Цель - повысить качество подготовки специалиста, максимально приблизить студентов к проблематике будущей деятельности. Особенно эффективен такой подход в подготовке студента по специализации 'Консервация и рестав-рация памятников материальной культуры' специ-альности искусствоведение. Впервые в России начата и осуществляется подготовка специалистов-рестав-раторов для музеев, реставрационных организаций и институтов, государственных органов охраны памят-ников, таможен, учебных заведений и т. п.

Осуществить подобного рода подготовку сту-дентов стало возможным только с использованием производственной базы ГосНИИ реставрации, про-изводственных ресурсов Реставрационных мастер-ских им. И. Э. Грабаря и ведущих музеев Москвы. Специалисты упомянутых организаций - основ-ной контингент преподавательского состава Выс-шей школы реставрации (директор - О. Н. Постни-кова, реставратор высшей категории, заслуженный работник культуры, член комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры России). Ряд курсов читается не на учебных моделях, а непосред-ственно на самом памятнике. Сокращается путь вне-дрения открытий в теории и методике реставрации в учебный процесс. Соответственно на высоком уровне осуществляется разработка учебных про-грамм и пособий. Все программы авторские и не имеют аналогов среди программ других вузов, так же как и учебные пособия.

Концепция образовательной программы по под-готовке музеологов (зав. каф. музеологии - доктор ист. наук С. И. Сотникова) базируется на современ-ном представлении о музее как полифункциональ-ном социальном институте, обеспечивающем диа-лог культур в пространстве и во времени; инстру-менте развития личности на основе культурной са-моидентификации.

Учебный план и выдаваемый диплом согласуются с европейскими образовательными программами.

Отличительная особенность университетской программы подготовки музеолога - соединение фундаментального историко-культурного знания с широким спектром профессиональных дисциплин, таких как история музеев мира, история музейного дела России, музеология, история материальной культуры, охрана культурного и природного насле-дия, новые информационные технологии в музей-ном деле и др.

Создание базовых учебных курсов по археоло-гии, организация студенческого стационара в рам-ках базовой академической экспедиции Института археологии РАН 'Старая Рязань' (руководитель - доктор ист. наук А. В. Чернецов) - пример взаимо-отношений факультета с академическими институ-тами. В полевых условиях прослеживается весь путь памятника, причем студенты-музеологи участвуют во всех видах полевых работ, слушают спецкурсы по церковной археологии, по народным верованиям (по письменным источникам).

Благодаря интенсивной интеграции в учебный процесс факультета московских музеев (ГМИИ им. А, С. Пушкина, Государственная Третьяковская гале-рея, Всероссийский музей декоративно-прикладно-го искусства, музеи Кремля, Бахрушинский музей и др.) стала возможной подготовка по специализации в области охраны культурного наследия

Подготовка культурологов (со специализациями 'Культуры России', 'Культуры Европы', 'Культуры Востока') ведется параллельно поиску новых подхо-дов к высшему, непрерывному и дистанционному образованию на кафедре истории и теории культу-ры (зав. каф. - доктор ист. наук Г. И. Зверева). Препо-даватели кафедры - авторы известных учебников и учебных пособий по теории и истории культуры И. В. Кондаков, Э. Н. Волкова, И. А. Протопопова и др. Кроме дисциплин по теории и истории мировой и русской культуры у студентов пользуются большим успехом такие дисциплины, как история культуры повседневности России и зарубежных стран, массо-вая и художественная культура XX века, информаци-онная среда современной культуры, менеджмент культуры, культурная антропология, интеллектуаль-ная история. Если учесть, что помимо всего прочего студенты-культурологи обязательно изучают латынь и греческий, можно понять, почему стабильно высок конкурс на эту специальность среди интеллектуалов.

Самая юная и причем творческая специальность на факультете - дизайн. Диплом государственного университета по специальности 'дизайн среды' еще недавно считался утопией. Сегодня мы можем гово-рить об этом как о достигнутой цели. Основная за-дача программы отделения 'Арт-дизайн' (зав. отде-лением - профессор, академик МАНПО Ф. А. Львов-ский) - формирование у будущих специалистов умения включать дизайнерские разработки в реаль-но существующие жизненные среды. Программа предполагает воспитание студентов в понятии гар-монии человека и природы, нерасторжимости со-временного развития и наследия многовековой культуры. Методика преподавания уделяет особое внимание экологии и бионике. Учебный процесс строится многоступенчато, начиная с формирова-ния творческого мышления и заканчивая индивиду-альной специализацией в дипломном проекте. Про-грамма предусматривает следующие специальные дисциплины: основы композиции, проект, начер-тательная геометрия, шрифты, конструирование, технология и материалы, основы полиграфии, макетирование, выполнение проекта в материале, дизайнерский рисунок, дизайнерская живопись, фотография, цветоведение, компьютерные техно-логии в дизайне, скульптура и моделирование. Вы-пускники отделения востребованы в архитектурно-проектных организациях, рекламных агентствах, проектных и научно-исследовательских институ-тах, художественных комбинатах, издательствах, ху-дожественно-полиграфических комбинатах, ди-зайн-студиях, фото-, теле- и киностудиях и др.

Для того чтобы помочь студентам познакомить-ся с творческими возможностями их будущих спе-циальностей, научить их хорошо и правильно гово-рить, создана кафедра творчества, преподаватели которой ведут занятия по сценической речи, теории и практике режиссуры, введению в актерское мас-терство, основам театральной и кинокритики, осно-вам сценического движения, основам изобрази-тельных искусств, основам музыкальной грамоты, фортепиано. Исходя из того что в искусстве важны личный опыт и те обстоятельства, в которых этот опыт формировался, преподавание этих дисциплин ведут известные деятели искусства: Б. Морозов, М. Розовский, А. Ширвиндт, Б. Мессерер, И. Райхельгауз, В. Мотыль, Ф. Хачатурян, Т. Кириллова и др.

Такая подготовка вкупе с профильными дисципли-нами позволяет нашим выпускникам найти себе рабо-ту не только в музеях, выставочных центрах и галереях, но и в научно-исследовательских институтах, антик-варных салопах, туристических и рекламных агентст-вах, издательствах, средствах массовой информации.

Вступительные испытания на все специальности факультета, кроме дизайна: отечественная история (письменно), иностранный язык (письменно), рус-ский язык (письменно), обществознание (письмен-но), На специальность дизайн (форма обучения толь-ко договорная): собеседование с представлением творческих работ (рисунок, живопись, композиция), иностранный язык, русский язык, отечественная ис-тория (все письменно, по системе зачет/незачет).

Подробно смотрите информацию на сайте www.rsuh.ru и на сайте нашего факультета. Ждем вас в РГГУ!