Терминология и понятия современной фольклористики

Терминология и понятия современной фольклористики

 

В силу своей связи c «естественным» языком  аппарат описания изучаемого предмета в гуманитарном знании неустойчив, терминологический и научно-аналитический, инструментарий включает разночтения, полисемию, синонимию.

Многие гуманитарные дисциплины (в том числе работающие в одном или близком предметом поле и различающиеся прежде всего аспектами рассмотрения материала) пользуются общим понятийно-терминологическим аппаратом, причем это касается не только смежных областей науки, но и тех, которые прямо не соприкасаются.

Однако подчас исследователи, говорящие об одном и том же предмете, не просто плохо понимают друг друга, но возникает и более опасный эффект «полного понимания» – при вкладывании разных смыслов в одни и те же слова.

Ниже приводится небольшой список терминов и понятий – из тех, что используются в современной отечественной фольклористике. Вопрос заключается в том, насколько данные термины и понятия используются в других гуманитарных областях и в какой степени их значения совпадают с «фольклористическими» или отличаются от них. Иными словами. насколько их интердисциплинарное употребление приводит к взаимопониманию.

 

Жанры в фольклоре

Инвариант

Коммуникативный акт

Контаминация

Меморат

Миф

Модель (сюжетно-жанровая, тематическая…)

Морфология

Мотив

Обряд

«Общее место»

Произведение (устное, фольклора)

Прототекст

Прототип

Ритуал

Семантика текста, элементов текста

Синкретизм

Стереотип

Стилистическое клише

Сюжет

Текст

Текст культуры

Текст фольклорный

Типология

Традиция

Трафаретная формула

Устная культура

Устная традиция

Фабулат

Формула

Функция

 

 

Жанры в фольклоре – 1) способ, которым устная традиция группирует свои тексты; 2) определение этих групп на «метаязыке» – с учетом их различных дифференциальных признаков (обе системы находятся в постоянном взаимодействии).

Инвариант (сюжетный, семантический) – умозрительная конструкция, представляющая собой набор общих элементов всех версий одного текста / сюжета.

Коммуникативный акт – естественное и единственное условие манифестации (воспроизведения, исполнения, изложения), а следовательно – и самого существования фольклорного текста.

Контаминация – соединение в одно целое двух или нескольких текстов / сюжетов, обычно бытующих самостоятельно, а внутри контаминированного новообразования утрачивающих эту самостоятельность (в отличии от соединения в цикл); «шов», однако, продолжает ощущаться (исследователем, но, вероятно, не носителем традиции)

Кумуляция – нанизывание однотипных структурных элементов в пределах одного текста; повтор минимальной сюжетной структуры, обычно – с минимальным («одноэлементным») различием при каждом последующем повторении.

Меморат – фольклорный рассказ о событиях, воспринимающийся как достоверный и основанный на собственных воспоминаниях рассказчика или воспоминаниях людей из его окружения.

Миф – 1) комплекс архаических представлений о мире (= мифологическое мировоззрение); 2) текст (часто – сакрализованного характера), который отражает подобные представления (преимущественно в архаических культурах) и рассказывает о явлениях и событиях (космо-, антропо-, социогонических, этиологических, эсхатологических), обычно относимых к временам первотворения (= мифологическое предание).

Модель (сюжетно-жанровая, тематическая и т. п.) – 1) типовая схема построения произведения; образец для его массового воспроизведения; 2) стереотип, «покрывающий» большие группы текстов и занимающий в них существенное место; 3) содержательно-эстетический эталон, реализующийся в сюжетах, жанрах и отдельных фольклорных произведениях.

Морфология – структурная организация текстов определенного жанра или отдельного текста, система отношений его элементов между собой и с целостной структурой.

Мотив – «элементарная» (разложимая на элементы другого порядка, вроде персонажа, функции) и устойчивая смысловая единица, повторяющаяся в различных текстах и жанрах;  составная часть сюжета.

Обряд – любое символическое действие или комплекс действий; см. Ритуал.

«Общее место» – отрезок текста, встречающийся в разных произведениях, но имеющий одну и ту же сюжетообразующую функцию; сюжетное или языковое клише, появляющееся в различных версиях одного текста или в текстах разных жанров; стереотип, «покрывающий» относительно небольшой отрезок текста; интертекстуальный стилистический повтор, переходящий из одного фольклорного текста в другой.

Произведение (устное, фольклора) – текст, рассматриваемый во всей совокупности его версий; чаще имеется в виду текст со сложной сюжетной организацией; пластичная сюжетно-тематическая и формальная структура, манифестацией которой являются тексты (варианты), порождаемые в разных актах исполнения и воспринимаемые как «одно и то же».

Прототекст – текст (не обязательно фольклорный), от которого в каких-то случаях происходят последующие устные варианты.

Прототип – источник ([квази]исторический, бытовой и т.д.) какого-либо текста, сюжета или образа фольклора.

Ритуал – то же, что обряд; предписанное формализованное поведение символическое поведение, устанавливающее связь с некой высшей реальностью, не связанное с применением техники, имеющее отношение к верованиям в мистические, или неэмпирические, существа и силы (В. Тэрнер).

Семантика текста, элементов текста – «содержание» текста или его элементов, как эксплицитное, так и имплицитное, их внетекстовые референции.

Синкретизм фольклора – 1) изначальное соединение разных культурно-семиотических кодов в фольклорном произведении, содержание которого не может быть полноценно передано, если исключить один из них; 2) нерасчлененность форм мышления, видов деятельности и жанровых признаков в первобытной и в архаической культурах.

Стереотип – 1) стандартизированный образ или представление, то же, что «общее место»; 2) повторяющиеся элементы содержания, которые легко осознаются как таковые; 3) синоним стилистического клише.

Стилистическое клише – устойчивый словесный комплекс, повторяющееся сочетание слов, трафаретная формула.

Сюжет – максимальное и устойчивое структурно-семантическое образование в рамках текста, рассматриваемое как комбинация мотивов; последовательность событий, о которых рассказывается тексте; разворачивание действия в тексте, выражающееся в установлении связей между персонажами и их действиями.

Текст – 1) минимальная целостная единица речевой коммуникации, любое отдельное сообщение; 2) фрагмент культуры, выраженный в любой знаковой системе, имеющий содержательную и структурную законченность (= текст культуры); 3) осмысленная последовательность знаков любой природы (букв, звуков, жестов, действий, предметов и т.д.; = семиотический текст).

Текст культуры, культурный текст – комплекс литературных и устных текстов и/или отражающихся в них представлений, актуальных для определенной культурной общности.

Текст фольклорный – текст, бытующий в устной традиции, хранящийся в памяти ее носителей и исполняемый в предписанных ею условиях; комбинация элементов традиции, реализующихся в каждом акте исполнения.

Типология – содержательная и структурная общность фольклорных текстов (других фактов культуры), относящихся к не (обязательно) связанным между собой этническим, социальным и прочим общностям.

Традиция – 1) сумма национальных, региональных или групповых знаний, передающихся посредством  вертикальных и/или горизонтальных социо-культурных связей; 2) процесс хранения, передачи от поколения к поколению и воспроизведения культурных текстов; 3) способ передачи от поколения к поколению привычек, навыков, духовных ценностей.

Устная культура – 1) культура общества, ориентированная (почти) исключительно на устную традицию, причем письменные тексты не используются или используются весьма ограничено, а межличностная коммуникация является парадигмой для всех сфер опыта; 2) совокупность коллективных и индивидуальных устных текстов, а также способы их функционирования в народной культуре (= устная традиция).

Устная традиция – 1) устный канал передачи культурного кода; 2) традиция, ядром которой являются тексты, передающиеся изустно и хранящиеся (почти) исключительно в памяти ее носителей.

Фабулат – текст, в основе которого лежит меморат, но дополненный элементами вымысла и характеризующийся «нестрогой достоверностью» (обычно – рассказ от 3-го лица).

Формула – группа слов, регулярно используемая в одних и тех же метрических условиях для выражения данной основной мысли (по А.Лорду).

Функция (текста, обряда, персонажа и т.д.) – отношение одного элемента к другому элементу или к другим элементам; роль фольклорного произведения или обряда в народном быту и в системе человеческих отношений; функция по Проппу – структурный элемент волшебной сказки: повторяющиеся в разных  сюжетах однотипные действия разных персонажей, занимающие, однако, одинаковые сюжетно-композиционные положения.