Издательская деятельность

Управлением международных связей готовятся к выпуску рекламные проспекты о деятельности международных учебно-научных центров РГГУ, справочно-аналитические сборники по международному сотрудничеству и материалы научных международных конференций в РГГУ.

Серия "Зарубежные ученые в РГГУ"

Центр русского языка как иностранного Сост. В.Я. Труфанова, РГГУ.- 2000-12с.

Центр русского языка как иностранного (РКИ) - одно из учебно-методических подразделений университета. Будучи часть Управления международных связей, Центр РКИ в течении ряда лет осуществляет подготовку иностранных учащих по русскому языку и культуре, расширяя из возможности жизни в условиях языковой среды, получения образования и научное работы в различных областях гуманитарного знания.

Система обучения в Центре РКИ предусматривает гибкость модели обучения языку: индивидуальный подход к запросам каждого студента предполагает подбор программ, рассчитанных на разные профили, сроки и формы обучения.

Обучение проводится в небольших группах из 2-7 учащихся.

Выпущена английская версия буклета.

Учебно-научные центры международного сотрудничества РГГУ / Сост. И.В. Карапетянц. М.: РГГУ, 2001 20с. (На рус и англ. яз.)

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) активно развивает связи с зарубежными партнерами. Во взаимодействии с другими университетами происходит не только объединение знаний, но и возникновение новых оригинальных методик, специализаций и программ обучения. Одна из наиболее эффективных форм сотрудничества - организация международных учебно-научных центров.

Создание таких центров дает возможность российским студентам получать международную специализацию, изучать иностранные языки, стажироваться в университетах тех стран, с которыми сотрудничает РГГУ. Уникальные библиотеки, медиатеки и аудиовидеотеки центров позволяют студентов осваивают специализации, направленные на глубокое изучение культуры, языка и истории выбранных стран. При поддержке посольств зарубежных стран и активном участии студентов центры организуют различные культурные и научные мероприятия, в рамках которых проходят выставки, конференции, концерты, выступления писателей, известных политиков и представителей делового мира.

Обучение по специализациям международных учебно-научных центров завершается защитой дипломных работ, руководство которыми осуществляется российскими и зарубежными преподавателями. Дипломы, выдаваемые студентам, успешно закончившим обучение, получают взаимное признание РГГУ и университета -партнера. В них заносится название базовой специальности страноведческой специализации.

В настоящее время в 14 центрах РГГУ открыто 20 международных специализаций, на которых обучаются 500 студентов.

Университетское образование: рефераты, переводы, статьи / Сост. И.В. Карапетянц; Под ред. Ю.Л. Троицкого; РГГУ. Управление международных связей. М: РГГУ, 2001. 268с.

Данный сборник является первым опытом РГГУ в области публикации аналитического обзора работ зарубежных специалистов по проблемам теории, истории и структуры университетского образования. В него вошли рефераты, переводы, а также статьи преподавателей и аспирантов РГГУ по истории становления университетов, их современному состоянию, перспективам развития.

В сборник включены рефераты шести книг. Концептуально, несмотря несвойственное различным школам разнообразие идей, мнений, суждений, авторов объединяет конкретная область научных интересов - структура и содержание национальных и региональных образовательных систем в их историческом развитии, образовательных методик и технологий передачи знания. В этих работах дано представление о современных проблемах образования, с которыми сталкиваются университеты. По мнению ученых, задача последних состоит в накоплении высшим духовным смыслом образовательного процесса, ограждении его от односторонности, придании ему системности, обеспечении прогресса в области создания новых знаний и развития коммуникаций. Современный университет не может рассматриваться только как организация, выполняющая определенный социальный заказ по подготовке специалистов, легко адаптируемых профессионально к определенным экономическим условиям. ТАой подход распространен в США, глее университеты выступают гарантами профессиональных знаний, глее во главу угла помещают дипломированные знания, позволяющие их обладателю занять руководящую должность.

Представленные в сборнике работы говорят об иной роли университета. Прежде всего, университет формирует личность, способствуя стать выразителем и защитником общекультурных ценностей, решать общегуманитарные проблемы современной цивилизации, задача которой, по словам американского изобретателя Т. Эдисона, состоит в необходимости научить человека мыслить Цель образования - раскрыть способности индивидуума к познанию окружающего мира.

Архивы и архивное образование: рефераты, изложения, переводы, статьи / Сост. И.В. Карапетянц. РГГУ. Управление международных связей. М.: РГГУ, 2003.-332с.

В сборник вошли рефераты, изложения, переводы, а также статьи преподавателей и аспирантов РГГУ по проблемам архивоведения и архивному образованию. В сборник включены рефераты из восьми книг, которые дают представление об организации архивов и архивном законодательстве провинции Квебек (Канада). Национальный архив Квебека, ассоциация архивистов, архивы правительства, муниципальные архивы, архивы университетов - вот только некоторые темы сборника.

Особое место в сборнике уделено архивному образованию. Современный архивист - одновременно и практик, и ученый, по прежнему отвечающий за сохранность, регистрацию и учет документов, но в то же время и не замыкающийся в кругу своих традиционных технических обязанностей. Архивист был и остается, прежде всего, созидателем, т.к. формирует источниковую базу будущих исторических представлений, способных материализовать и идентифицировать время.

Архивное образование сегодня должно обеспечить получение общеисторических, вспомогательных исторических, управленческих, юридических знаний, системное изучение информатики, документоведения, библиотековедения, музеологии и собственно архивоведения. Современное архивное образование должно стать развивающим способным ориентировать будущего специалиста на критическое переосмысление типовых приемов и творческую оценку нестандартных ситуаций. Архивная наука должна преподаваться так, чтобы развиваться теоретическое мышление, способное формировать проектно-программные решения для использования их в профессиональной деятельности.

CENTRE D`ENSEIGNEMENT ET DE RECHERCHE SUR LA CULTURE "MOSCOW-QUEBEC": A.Sadetsky, T. Mogilevskaya, I.Karapetiants L` universite des sciences Humanies de Russie, 2002. (на фран.яз.)

Межуниверситетскийучебно-исследовательский центр "Москва-Квебек", созданный в Российском государственным гуманитарном университете в 1997 году, был учрежден в сотрудничестве с Университетом им. Лаваля, старейшим университетом Канады, а также старейшим североамериканским франкоязычным университетом, находящимся в Квебеке, столице одноименной провинции. Планы создания Центра сумели осуществиться, в значительной мере, благодаря субсидиям, полученным от Министерства международных отношений Квебека, а также Министерства образования Квебека.

Создание Центра соответствует третьему этапу развития отношений меж Российским государственным гуманитарным университетом и Университетом им. Лаваля. Первым была реализация положений Рамочного договора, относящихся к области научных и образовательных связей, заключенного в 1994 году, вторым же подписание в 1996 году соглашения о студенческом обмене.

Основные направления научной, учебной и культурной деятельности Центра определяются его Научным советом, который приминает решения относительно проведения в Центре тех или иных мероприятий. Научный совет состоит из профессоров и исследователей, основавших Центр университетов.

Основными задачами Центра является углубленное изучение языка, истории и культуры двух стран, обмен студентами, аспирантами и специалистами.

Le Centre Moscou-Quebec a ete cree grace a la collaboration entre l'Universite Laval (Quebec), premiere universite francophone en Amerique du Nord et l'un des plus anciens et prestigieux etablissements de l'education superieure au Canada, et l'Universite d'Etat des sciences humaines de Russie (Moscou), universite ou les chercheurs travaillent frequemment, en collaboration avec des scientifiques europeens et americains, dans le domaine des etudes interculturelles; ces recherches sont reconnues pour leur qualite par les specialistes du monde entier. l'Universite d'Etat des sciences humaines de Russie qui entretient des liens profonds et tres diversifies avec le milieu universitaire des pays de la francophonie, a etabli les premiers contacts avec l'Universite Laval du debut des annees 90. L'accord-cadre determinant les champs de collaboration a ete signe en 1994. Deux ans plus tard, les recteurs des deux universites ont signe le protocole du Programme d'echange d'etudiants qui permet d'exempter les participants des frais de scolarite lors de leur etude a l'universite partenaire. Le succes de ce programme ainsi que de la cooperation entre les chercheurs des deux universites a ete tel qu'en 1998, le Centre interuniversitaire de recherche et d'enseignement Moscou-Quebec, qui n'a pas d'analogue en Russie, a vu le jour.

Ce succes est du d'une part a l'interet grandissant qui existe en Russie pour la culture francophone de l'Amerique du Nord, interet fonde sur la volonte de saisir la dynamique sociale et culturelle d'un univers qui a su eviter l'assimilation ainsi que l'isolation sur un continent parlant anglais, malgre son caractere langagier unique. Cet interet s'explique egalement par le role exceptionnel que la langue et la civilisation francaises ont joue a une epoque reconnue comme essentielle pour la culture russe. Le souvenir de cet age d'or de la culture et la reconnaissance du progres social, economique et politique du Nouveau-Monde s'associent tous les deux au Quebec, ce monde francophone de l'Amerique du Nord qui est ainsi reconnu en tant que lieu ou les valeurs du passe rencontrent celles du present. L'ouverture de la culture quebecoise, son dialogisme pluridimensionnel, les liens etroits du Quebec avec l'Amerique du Nord anglophone ainsi qu'avec les pays de la francophonie, le developpement intensif de ses contacts formels et informels avec les peuples habitant differents continents, tout cela attire aussi l'interet de la Russie comme correspondant aux particularites de l'epoque contemporainedu developpement multidimensionnel des ses rapports internationaux epoque dont l'intensite n'a pas de precedent.

D'autre part, le succes de la collaboration entre les chercheurs, les professeurs et les etudiants des deux universites qui se realise sous l'egide du Centre Moscou-Quebec reflete l'interet particulier du Quebec pour la Russie comme pays dont la culture est caracterisee par la presence de plusieurs themes qui jouent egalement un role essentiel dans la culture quebecoise (par exemple, le theme de la "nordicite"); un autre aspect important du parallelisme culturel est la reconnaissance par la Russie et le Quebec de l'appartenance simultanee a deux univers axiologiques (l'Orient et l'Occident dans le cas de la Russie, l'Europe et l'Amerique dans celui du Quebec); la culture russe attire l'interet de l'Amerique francaise aussi parce qu'elle a su reserver - a l'epoque de son epanouissement - un role tout a fait exceptionnel sur le plan social a la langue et a la civilisation francaises.

La mission principale du Centre Moscou-Quebec est l'elargissement de la cooperation entre les specialistes russes et quebecois dans le domaine des sciences humaines, ainsi que la presentation de la specificite socio-culturelle du Quebec aux etudiants russes et des particularites de la civilisation russe aux etudiants quebecois. De plus, les activites du Centre permettent aux representants du monde artistique, economique et politique de la Russie et du Quebec d'etablir de nouveaux contacts et d'approfondir les liens existants.